If you can dream it, you can do it! ©
Турист. Незнакомцы в поезде
СтатьяЗВЕЗДНЫЙ ДУЭТ
Джонни Депп и Анджелина Джоли. Король и королева нынешнего Голливуда. Не потому, что их фильмы зарабатывают больше, чем чьи бы то ни было (хотя Депп - единственный в мире актер, сыгравший ведущую роль в двух фильмах, собравших больше миллиарда долларов), а потому, что их имена сами по себе привлекают зрителей в кинотеатры. В эпоху, когда многие популярные исполнители - лишь белозубая нашлепка на компьютерных эффектах, Депп и Джоли кажутся пришельцами из прошлого, из тех былинных времен, когда фильм прилагался к звезде, а не звезда к фильму.
Казалось бы, все уважающие себя продюсеры уже лет десять должны были думать только о том, как снять Деппа и Джоли в одной картине. Но, как выяснилось во время работы над «Туристом», за все эти годы никто не удосужился даже свести Деппа и Джоли в одном кадре светской хроники. Трудно поверить, но до «Туриста» суперзвезды не были знакомы и ни разу не встречались! Если не считать «встречей» сидение в одном зале во время церемонии присуждения «Оскаров».
Тот факт, что Депп и Джоли познакомились меньше двух лет назад, тем более удивителен, что у обоих есть особняки на юге Франции, расположенные в часе езды друг от друга. Если в Голливуде они не пересекались из-за своего суматошного графика, то что им мешало познакомиться на отдыхе? Оказывается, то, что оба - закоренелые домоседы. Что, впрочем, неудивительно, учитывая, что каждое их появление на публике сопровождается толпами папарацци.
Чем больше знаешь о повседневной жизни знаменитостей, тем лучше понимаешь, как звезды одного поколения (Депп на 12 лет старше, но оба прославились в 1990-е) могли годами с удовольствием смотреть фильмы друг друга, но так и не познакомиться. И раз они все же встретились, то разумно предположить, что это случилось в картине, специально придуманной продюсерами для Деппа и Джоли. Подобно тому как «Неудержимые» затачивались под объединение всех звезд боевиков. Однако история «Туриста» куда более сложна и куда более типична для Голливуда, чем история «Неудержимых».
ФРАНЦУЗСКИЙ СВЯЗНОЙ
Подобно многим крупным проектам, о которых нам доводилось писать в последние годы, «Турист» - это голливудский ремейк иностранной ленты. На сей раз не японской или шведской, а французской - триллера Жерома Салля «Антони Зиммер», который в России выходил под названием «Неуловимый».
Когда в 2006 году наш журнал рецензировал «Неуловимого», мы не пришли от картины в восторг. Бесспорно, для режиссерского дебюта лента Салля (в прошлом сценариста, а в будущем - экранизатора комиксов о Ларго Винче) была компетентной и профессиональной. Но не более того.
Главной проблемой «Неуловимого» было то, что на первый взгляд казалось его самой сильной стороной, - сюжет о хладнокровной femme fatale Кьяре и привлекательном переводчике Франсуа, приехавшем на юг Франции, чтобы отдохнуть и забыть о бросившей его жене. Выполняя план своего любовника Зиммера, много лет отмывавшего преступные деньги, Кьяра «охмурила» Франсуа, дабы все, кто охотится за Антони, решили, что переводчик и есть неуловимый Зиммер, который незадолго до начала действия сделал радикальную пластическую операцию, чтобы скрыться от спецслужб и бывших подельников из русской мафии.
По жанровым меркам это был удачный сюжет, но Салль так и не смог решить, пишет ли он триллер или мелодраму. В результате фильм получился слишком медлительным для детектива и слишком неправдоподобным и закрученным для серьезной романтической истории. Плюс не красящие никакую постановку дурацкие шпионские клише, поданные зрителям без тени улыбки и без того трэшевого драйва, который спас недавний боевик Джоли «Солт» и многие серии «бондианы».
Во Франции «Неуловимый» провалился в прокате и, казалось бы, сгинул в киношное небытие. Однако картину, не удостоенную никаких призов и не выходившую в американский прокат, внезапно оценили голливудские продюсеры. Которым на волне успеха «Идентификации Борна» и «Мистера и миссис Смит» хотелось найти новую сценарную идею для романтического триллера.
Почему голливудцев привлек именно «Неуловимый»? Потому что Салль опирался на эстетику лент Хичкока и прочих классических триллеров, в которых герои были взрослыми людьми, а не мальчишками-переростками, играющими в «войнушку». В «Неуловимом» не было нарочитого фарса, в персонажах чувствовалась душевная глубина, а съемки в Ницце, знакомство героев в поезде и даже их элегантно-консервативные костюмы подчеркивали, что режиссер старается быть по-хорошему старомодным. Не впадая при этом в откровенное копирование или пародирование лент 1950-х.
Конечно, в Голливуде понимали, что «Неуловимый» не идеален и что сценаристам и режиссеру ремейка недостаточно будет перевести диалоги на английский и заменить Франсуа Фрэнком, а Кьяру - Эльзой. Но тем интереснее было работать над картиной, зная, что ее можно улучшить и превратить в международный хит. В то время как авторам многих ремейков приходится думать только о том, как бы не потерять ни одного из достоинств оригинала.
Из всех, кого «Неуловимый» привлек в Америке, наибольший интерес к созданию ремейка выказала студия Spyglass («Особо опасен», новый «Звездный путь», «Брюс Всемогущий», «Руины»). Соответственно, она и купила права. Вторым партнером в проекте стала корпорация Studio-Canal, финансировавшая и распространявшая «Неуловимого», а потому получившая французские прокатные права и на новую картину. Международный прокат взяла на себя компания Sony.
КИНО БЕЗ КРУЗА
Хотя продюсерская команда новой картины была весьма уважаемой, первое же их решение, принятое осенью 2008 года, оказалось идиотским. Как еще можно назвать приглашение на главную мужскую роль Тома Круза? Конечно, французский израильтянин Иван Атталь («Переводчица», «Мюнхен»), игравший Франсуа в оригинале, - красавец-мужчина, но одновременно Атталь достаточно правдоподобен в образе «ботаника», которого героиня силком втягивает в мир международных интриг. Тогда как Круз в роли «ботаника» - шутка покруче, чем Круз в роли докера в «Войне миров».
Тем не менее проект в этой конфигурации зашел достаточно далеко, чтобы обзавестись второй ведущей звездой в лице Шарлиз Терон (куда более подходящей в качестве замены Софи Марсо), а также режиссером Лаосе Хальстремом. Впрочем, шведский постановщик «Шоколада» и «Хатико» быстро передал бразды правления индусу Бхарату Наллури, некогда снявшему Кирстен Данст в «Вороне 3», а ныне преимущественно работающему над британскими телесериалами.
Дальше - больше. Сперва Круз решил, что жонглирует слишком многими потенциальными проектами, и отключился от «Туриста». Затем журналисты узнали, что партнером Терон может стать Сэм Уортингтон, герой «Аватара» и «Битвы титанов». Конечно, Уортингтон был уместнее Круза в образе парня, которого красотка обвела вокруг пальца, но интеллигент из него был еще хуже, чем из звезды «Миссия: невыполнима».
Когда Уортингтон согласился сниматься, Терон, наоборот, отказалась. Но тут сценарный проект прочла Анджелина Джоли, и она им искренне заинтересовалась. Почему? Во-первых, снимать картину предполагалось в Венеции, и Джоли была не прочь после утомительных съемок «Солт» отдохнуть с семьей в Италии и сыграть роль без обилия трюков. Во-вторых, Джоли, в отличие от многих коллег, видела «Неуловимого» (напомним, мать актрисы - француженка, и звезда говорит на языке Дюма), и фильм настолько ей понравился, что Анджелине захотелось посостязаться с Марсо.
Тем не менее звезда не собиралась подписывать контракт, не имея на руках окончательного сценария и не питая доверия к талантам Наллури. Поэтому, не ожидая милостей от Spyglass, Джоли решила сама подыскать постановщика. Благо, что особых усилий ей для этого прилагать не пришлось. Ведь ее муж Брэд Питт, пробующий себя в роли продюсера, как раз подбил клинья к немцу Флориану фон Доннерсмарку.
ИСТИННЫЙ АРИЕЦ
Еще совсем недавно фон Доннерсмарк и представить себе не мог, что Брэд Питт и Анджелина Джоли захотят с ним познакомиться. Выходец из древнего аристократического рода, Флориан в молодости так хотел стать писателем, что выучил русский и получил в Ленинграде диплом преподавателя-лингвиста, чтобы читать Достоевского в оригинале. Однако после окончания Оксфорда он обрел возможность поработать со знаменитым британским актером и режиссером Ричардом Аттенборо, и тот убедил юношу, что современная литература - это кино.
Последовав совету постановщика «Ганди», фон Доннерсмарк окончил Мюнхенскую киношколу. После того как его короткометражка «Доберман» получила в 1999 году четыре профессиональных награды, режиссер провел несколько лет, вращаясь в фестивальной тусовке, пока не осознал, что хочет общаться со зрителями, а не с коллегами. Поэтому он написал сценарий «Жизни других» и потратил пять лет на поиск денег и съемки ленты об агенте тайной полиции ГДР, который прослушивает известного драматурга.
Как и предсказывали те, кто не хотел финансировать «Жизнь» и не хотел ее показывать на Берлинском кинофестивале, картина на столь скользкую тему вызывала в Германии скандал. Но одновременно она заработала почти 80 миллионов долларов в мировом прокате и получила множество немецких и международных наград, включая «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Естественно, режиссер воспользовался этим и перебрался в Голливуд, где его буквально завалили предложениями о сотрудничестве.
Поначалу фон Доннерсмарк намеревался отказать всем, кто предлагал ему экранизировать чужой сценарий, и пробить какой-нибудь собственный проект. Но когда к нему пришли Питт и Джоли и актриса сказала, что готова сниматься в «Туристе», если немец займется переработкой сценария и постановкой ленты, фон Доннерсмарк осознал, что это самое выгодное предложение, на которое он реально может рассчитывать. Конечно, в «Туристе» не было ни глубины, ни драматизма «Жизни», но все-таки это был не бездумный боевик, а романтический триллер, выстроенный вокруг сложных персонажей.
Окончательное решение о судьбе проекта было принято, когда Джоли и фон Доннерсмарк обратились за помощью и консультацией к продюсеру Грэму Кингу, получившему «Оскар» за «Отступников», ремейк гонконгской «Двойной рокировки». Оказалось, что Кинг вскоре должен был встретиться с Джонни Деппом, у которого обнаружилась пятимесячная прореха в расписании, вызванная задержкой съемок четвертых «Пиратов Карибского моря». Когда Кинг рассказал о «Туристе», Джоли и фон Доннерсмарке, выяснилось, что Депп, живя во Франции, тоже видел «Неуловимого» и что он готов сниматься. При условии, что работа над фильмом не помешает съемкам «Пиратов».
ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ
Естественно, фон Доннерсмарк и Депп были более лакомыми кусками, чем Наллури и Уортингтон, так что последние получили от ворот поворот. Собрав наконец команду, на которую можно было положиться, продюсеры отправились организовывать съемки в Европе. Тем временем фон Доннерсмарк доделывал сценарий, к которому уже успели приложить руку два лауреата «Оскара» - Кристофер Маккварри («Подозрительные лица») и Джулиан Феллоуз («Госфорд Парк»).
Поскольку у режиссера не было времени, чтобы полностью перекроить «Туриста», он сосредоточился на новых диалогах и новых сюжетных ходах, оставив прежними ключевых вспомогательных персонажей, которых было всего ничего - несколько служителей закона и люди из русской мафии.
Так как «Турист» принадлежит к фильмам, которые лучше смотреть, как можно меньше зная о сюжете, мы не будем подробно знакомить вас с второстепенными героями картины. Отметим лишь, что роль представителя «наших» досталась британцу Стивену Беркоффу. В прошлом Беркофф неоднократно играл русских (в частности, в «бондовской» «Осьминожке» и в «Рэмбо 2»), однако его «русская» фамилия - псевдоним. На самом деле Беркоффа зовут Беркс, а его еврейские предки были Берковичами.
Прочие роли в картине были распределены между англичанином Полом Беттани («Легион», «Хозяин морей», «Код да Винчи»), бывшим Джеймсом Бондом Тимоти Далтоном, британцем Руфусом Сыоэллом («Иллюзионист», сериал «Одиннадцатый час», «Легенда Зорро»), немецким бодибилдером Ральфом Меллером («Гладиатор», сериал «Конан», «Киборг») и итальянцем Кристианом де Сика, сыном Витторио де Сика, одного из основателей послевоенного итальянского кино.
Помимо известных актеров фон Доннерсмарк нанял немало заслуженных членов съемочной группы - от австралийского оператора-постановщика Джона Сила, получившего «Оскар» за «Английского пациента», до художницы по костюмам Колин Этвуд, удостоенной «Оскаров» за «Чикаго» и «Мемуары гейши». При этом из команды «Жизни» постановщик взял с собой в новый фильм лишь монтажера Патрицию Роммель («Нигде в Африке», «Последнее воскресение»).
Распоряжаясь своей группой, фон Доннерсмарк руководствовался принципом, к которому пришел во время съемок «Жизни других». По мнению режиссера, он должен не командовать подчиненными, а настраивать их на общую волну. Потому что если опытный киношник понимает, что должно получиться в итоге, то он выполнит свою работу изобретательнее и лучше, чем если режиссер будет думать за всех и обо всем.
Пытаясь распространить этот метод не только на операторов и декораторов, но и на актеров, фон Доннерсмарк столкнулся с предсказуемой проблемой. Оказалось, что Джоли и Депп совершенно по-разному работают над ролью. Если первая тщательно штудирует сценарий и учит наизусть не только реплики, но и ремарки, то второй полагается на импровизацию и подчас лишь бегло просматривает съемочный план.
К счастью, звезд быстро удалось синхронизировать, причем уступить пришлось Джоли, которая начала импровизировать куда чаще и куда агрессивнее, чем обычно, стараясь угнаться за норовистым партнером. Будь «Турист» драмой, такой подход мог бы стать проблемой. Но поскольку многие разговорные сцены Деппа и Джоли были романтико-комедийными, то идущая от сердца импровизация подходила этим эпизодам лучше, чем заранее придуманные реплики.
В конечном счете главной и единственной бедой картины оказались папарацци, которые преследовали звезд и до, и после съемок, и во время работы, пользуясь тем, что в маленькой Венеции невозможно спрятаться. Продюсеры из сил выбивались, чтобы выгородить для Деппа и Джоли хоть какое-то личное пространство и дать им сосредоточиться на работе. Ближе к концу съемок создатели фильма даже решили снять некоторые уличные эпизоды на студии и дорисовать Венецию с помощью компьютерной графики. Потому что студию, в отличие от города, можно было закрыть для посторонних глаз.
Как мы уже знаем, продюсерские ухищрения дали результаты, и съемочная площадка «Туриста» не подарила желтой прессе никаких тем для спекуляций. Другое дело, смогли ли в таких условиях режиссер, Депп и Джоли снять картину, которую задумали прошлой зимой. Но даже если нет, «Турист» все равно уже вошел в историю кино как первый фильм, который свел вместе двух крупнейших звезд 2000-х. И этого у него никто не отнимет.
@музыка: Пусть Все Будет Так, Как Ты Захочешь
@настроение:
peaceful